Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их
общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную
школу. В связи с этим активизируется
поиск таких подходов к оздоровлению,
воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые
могли бы не только повышать
физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные,
познавательные способности и готовить их к жизни. Выявленный в результате комплексного диагностирования средний уровень
развития изучаемых показателей у детей
на пороге перехода в школу не отвечает
требованиям современной жизни и обосновывает
необходимость применения новых
подходов. Одним из таких подходов является применение элементов туризма
в работе с дошкольниками в условиях детского сада.
Именно об этом обсуждали работники дошкольного образования
Комсомольского муниципального округа на очередном методическом объединении, которое
проходило 18 мая на базе МАДОУ детский сад №3 «Радуга».
Педагоги детского сада «Радуга» поделились с коллегами опытом работы
по проведению туристических мероприятий с детьми дошкольного возраста. Необходимо
отметить, что несмотря на то, что разные формы туризма можно применять со
старшего дошкольного возраста, работу в этом направлении можно вести, начиная с
младшей группы. Дети 2 группы раннего возраста «Теремок» и младшего «Цветик - семицветик» «отправились
поход в лес, где они помогли животным в трудных ситуациях». Воспитанники
средней группы «Солнечные зайчики «прошлись по дорогам сказок», старшей группы «Солнышко»
выбрали территорию детского сада. Ребята из старшей группы «Звёздочка» с
увлечением осилили все препятствия на спортивной площадке детского сада: ходьба
по буму и лиане со страховочным тросом, подъём по канату, упражнения на спортивном
комплексе. Дети взяли полное снаряжение для туриста одного дня: палатку, рюкзаки,
карематы, каски, питьевая вода и т.д. «Чтобы идти в поход, надо знать какая
будет погода», сказала Диля Зегировна, воспитатель подготовительной к школе
группы «Капитошка». На территории МАДОУ детского сада имеется метеоплощадка,
где дети вместе со взрослыми регулярно ведут наблюдения. На этот раз они тоже
отправились в данный пункт. Дети
закрепили знания о ветролове, ловителе облаков, флюгере, барометре, о работе
метеоролога. Необычное музыкальное дерево встретило в походе в лес воспитанников
подготовительной группы «Полянка», музыкального руководителя Шарипова Н.С. и
воспитателя Никифорову В.Н.
Логопед Панкова И.Г. провела с детьми увлекательное путешествие на
самом необычном транспорте – « воздушном шаре». Они «полетели к морю» и «на берегу моря» слушали шум прибоя, собирали
самые красивые ракушки, под которыми находили в
«песке» карточки. Каждая карточка
– это упражнение для развития артикуляционного аппарата. А для развития
речевого дыхания они играли с аэроболом. Далее ракушки и цветные
декоративные камушки использовались для автоматизации звуков Л, Р. Это происходило во время
«пикника». Дети учились составлять из
существительного – прилагательное, например, яблоко - яблочный.
В целом все занятия были увлекательными, но при этом педагоги выполнили
поставленные перед собой цели и задачи.
Педагоги подвели
итоги в соляной комнате, куда отправились в «путешествие по
приглашению хозяйки соляной пещеры». Они пришли к выводу: использование средств
туризма способствует повышению физической подготовленности детей, развитию
умственных и познавательных способностей, знакомству с ближайшим социальным
окружением, воспитанию любви к родному краю, формированию у детей важнейших
нравственных качеств (отзывчивость, щедрость, доброжелательность). Решаются
задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания,
умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять
самоконтроль, учатся экономным приемам работы.