В соответствии с годовым планом МАДОУ детский сад №3
«Радуга» на 2021-2022 учебный год состоялся педагогический совет на тему «Включение
дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней
профориентации».
В 2021 году Глава Чувашии Олег Николаев заявил,
выступая на августовской педагогической конференции, тема которой в этом году
была обозначена как "Путевка в жизнь для каждого ребенка": «С того
момента, когда многие из нас пошли в первый класс, система образования в школах
сильно поменялась. Поменялись и требования к выпускникам школ. Чтобы они были
успешными, сама система образования должна быть, на мой взгляд, настроена на
постоянные изменения, которые происходят в мире, в технологиях, в обществе и
готовить детей к будущему - к поступлению в высшие профессиональные учреждения,
к трудовой деятельности".
Этому наилучшим образом будет способствовать ранняя
профориентация детей. Ее Глава Чувашии отнес к приоритетным вызовам современной
системы образования. По его словам, на площадке школ необходимо концентрировать
знания высшей школы, производственных предприятий, иных структур и организаций,
чтобы ребенок с раннего возраста мог приобретать компетенции, которые на
сегодняшний день востребованы в обществе, производстве или же социальной сфере.
Работники дошкольных учреждений считают, что работу
над ранней профориентацией нужно начинать с малых лет. Возможность работы по
ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим
фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для
формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный
интерес к профессиям взрослых.
В рамках преемственности по профориентации детский
сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о
профессиях.
А как утверждают ученые, трехлетний ребенок уже
проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности,
определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и
педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его
личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор
ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
О ранней профориентации воспитанников дошкольных
организаций говорится в целом ряде нормативных документов, например:
-Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения
о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации» от 27.09.1996г. №1;
- Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г., №1155.
В существующей практике дошкольного образования
ранняя профориентация чаще всего сводится только к ознакомлению детей с
профессиями и видами труда и формированию уважительного отношения к труду
взрослых. Основными педагогическими средствами решения этой задачи выступают
тематические занятия и беседы, виртуальные и реальные экскурсии, встречи с
представителями профессий и профессионально-ориентированные сюжетно-ролевые
игры, в отдельных случаях – исследовательская и проектная деятельность детей,
экспериментирование и моделирование с целью изучения той или иной профессии.
При этом дети не включаются в реальную профессиональную
деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях.
Педагоги на данном педсовете обсудили возможности включения
дошкольников в пробную раннюю профориентацию. По мнению разработчиков проекта «Включение
дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней
профориентации» Зиновьевой А.А, Мазниченко М.А. и Шувановой В.П. (работники
детского сада №136 г. Сочи и сотрудники ФГБОУ ВО «Сочинский государственный
университет») организовывать работу по ранней профориентации необходимо таким
образом, чтобы детям была понятна
профессиональная деятельность в реальности. С помощью данного
метода воспитанник может испытать себя в той профессиональной деятельности,
которую он выбрал или собирается выбрать; определить, соответствует ли характер
данной деятельности его способностям и умениям; ознакомиться с основными характеристиками
представляемой профессии; овладеть первичными умениями профессиональной
деятельности.
Естественно, для организации такой деятельности
нужны соответствующие условия, в первую очередь, безопасные для здоровья
воспитанников. Авторы предлагают создавать центры профессиональных проб
совместно с социальными партнерами, например, детский комбинат питания,
лаборатория «Юный художник», ландшафтного дизайна и т.д.
Педагоги детского сада на данном педсовете пришли к
единому мнению: для осуществления поставленной задачи необходимо изучить
накопленный опыт работы в данном направлении, продумать возможности создания соответствующих
условий, вести работу с родителями, как участниками воспитательно-образовательного
процесса в детском саду.
Молокова Г.Ф., старший воспитатель детского сада