Педагоги детского сада обсудили вопросы включения дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации.

В соответствии с годовым планом МАДОУ детский сад №3 «Радуга» на 2021-2022 учебный год состоялся педагогический совет на тему «Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации».

В 2021 году Глава Чувашии Олег Николаев заявил, выступая на августовской педагогической конференции, тема которой в этом году была обозначена как "Путевка в жизнь для каждого ребенка": «С того момента, когда многие из нас пошли в первый класс, система образования в школах сильно поменялась. Поменялись и требования к выпускникам школ. Чтобы они были успешными, сама система образования должна быть, на мой взгляд, настроена на постоянные изменения, которые происходят в мире, в технологиях, в обществе и готовить детей к будущему - к поступлению в высшие профессиональные учреждения, к трудовой деятельности".

Этому наилучшим образом будет способствовать ранняя профориентация детей. Ее Глава Чувашии отнес к приоритетным вызовам современной системы образования. По его словам, на площадке школ необходимо концентрировать знания высшей школы, производственных предприятий, иных структур и организаций, чтобы ребенок с раннего возраста мог приобретать компетенции, которые на сегодняшний день востребованы в обществе, производстве или же социальной сфере.

Работники дошкольных учреждений считают, что работу над ранней профориентацией нужно начинать с малых лет. Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям взрослых.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

А как утверждают ученые, трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говорится в целом ряде нормативных документов, например:

-Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27.09.1996г. №1;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г., №1155.

В существующей практике дошкольного образования ранняя профориентация чаще всего сводится только к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию уважительного отношения к труду взрослых. Основными педагогическими средствами решения этой задачи выступают тематические занятия и беседы, виртуальные и реальные экскурсии, встречи с представителями профессий и профессионально-ориентированные сюжетно-ролевые игры, в отдельных случаях – исследовательская и проектная деятельность детей, экспериментирование и моделирование с целью изучения той или иной профессии. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях.

Педагоги на данном педсовете обсудили возможности включения дошкольников в пробную раннюю профориентацию. По мнению разработчиков проекта «Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации» Зиновьевой А.А, Мазниченко М.А. и Шувановой В.П. (работники детского сада №136 г. Сочи и сотрудники ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет») организовывать работу по ранней профориентации необходимо таким образом, чтобы детям была понятна  профессиональная деятельность в реальности. С помощью данного метода воспитанник может испытать себя в той профессиональной деятельности, которую он выбрал или собирается выбрать; определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям; ознакомиться с основными характеристиками представляемой профессии; овладеть первичными умениями профессиональной деятельности.

Естественно, для организации такой деятельности нужны соответствующие условия, в первую очередь, безопасные для здоровья воспитанников. Авторы предлагают создавать центры профессиональных проб совместно с социальными партнерами, например, детский комбинат питания, лаборатория «Юный художник», ландшафтного дизайна и т.д.

Педагоги детского сада на данном педсовете пришли к единому мнению: для осуществления поставленной задачи необходимо изучить накопленный опыт работы в данном направлении, продумать возможности создания соответствующих условий, вести работу с родителями, как участниками воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Молокова Г.Ф., старший воспитатель детского сада