«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский.
У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неcкоoрдинированные).
Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития внимания, мышления, памяти, восприятия и речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Хорошо развитая кисть руки потянет за собой и развитие интеллекта.
Этот факт должен учитываться в системе учебно-воспитательной работы с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения. В доречевой период, начиная с полугода, нужно делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги ежедневно в течение 2-3 минут. Пальчиковые и "ладонные" игры необходимы детям с самого раннего возраста. С 10-месячного возраста проводятся активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Такие упражнения становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Следующий этап – самостоятельные движения. Ближе к году дети могут уже хорошо «рассказывать» ручками стихотворение «Мы капусту рубим-рубим», с удовольствием начинают играть в «Сороку» – отличное пальчиковое упражнение под известную говорилку.
Насколько малышу понравится игра, зависит и от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора-двух лет имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук: кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Главное – всё должно происходить в игре. Упражнения должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, настроения, желания и возможностей ребят.