Формирование у детей здорового образа жизни

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Авторы считают, что необходимо поменять старую парадигму «здоровьесберегающего» развития на новую – «здоровьеформирующую».

 

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, технологии сохранения и стимулирования здоровья

 Воспитание здорового ребенка - наиглавнейшая задача дошкольных образовательных учреждений в современных условиях.

Проблема ухудшения здоровья детей становится общенациональной. Поскольку из года в год отмечается повышение заболеваемости детей, понижение двигательной активностии и рождаемости детей с различными отклонениями в развитии. Поэтому формирование и поддержание интереса  к здоровому образу жизни у детей становится насущной необходимостью. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей, признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, в этот период идёт интенсивное развитие всех органов и происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. 

Назрела необходимость поиска  путей организации образовательного процесса и его содержания на основе лечебно-профилактических, оздоровительных, двигательных мероприятий с целью создания единой  здоровьеформирующей образовательной среды дошкольной образовательной организации и семьи.

Образовательная деятельность должна выстраиваться таким образом, чтобы у участников образовательных отношений проявлялись:

-       высокий уровень мотивации на укрепление здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья;

-       познавательная и интеллектуальная активность в приобретении знаний о своем здоровье;

-       владение способами, охраняющими, укрепляющими и развивающими здоровье;

-       умение применять способы, методы и приемы укрепления и развития здоровья к особенностям своего организма;

-       культура здоровья, выраженная ответственным отношением, как к своему здоровью, так и здоровью окружающих, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

Для достижения целей формирования здорового образа жизни у детей, необходимо организовать оздоровительную деятельность в дошкольной образовательной организации и семье так, чтобы перейти с парадигмы здоровьесбережения (дети занимают пассивную позицию) на здоровьеформирование (активную  позицию). Лучше всего это реализуется через применение взрослыми деятельностного подхода, который выражается не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен овладеть воспитанник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных компетентностей ребёнка. Деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию педагогической технологии, обеспечивая высокую мотивацию воспитанников, их интерес к получаемым знаниям и умениям и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей. 

Задача обеспечения здорового детства требует внедрения в практику дошкольного учреждения новых технологий здоровья, которые позволят получить более полную информацию о детях и подобрать эффективные способы компенсации здоровья.  Такими технологиями, к примеру, стали технологии  сохранения и стимулирования здоровья – стретчинг, аэробика, релаксация, кинезиология, динамические паузы, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая (ЛФК), технология «Фитбол-гимнастика» и др.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Основным содержанием является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Здороьеформирующая деятельность предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.

В ходе реализации образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни у детей были достигнуты следующие результаты:

-       построена единая здоровьеформирующее  образовательное пространство дошкольной образовательной организации на основе комплексного использования здоровьесберегающих, здоровьеформирующиx и здоровьеразвивающих технологий;

-       созданы организационно-педагогические и методические условия развития здоровьеформирующих компетентностей всех субъектов образовательной деятельности;

-       организована познавательная деятельность в сфере здоровьеформирования детей и их родителей;

-       созданы условия для развития воспитанников посредством организации практической деятельности (двигательной,  игровой,  трудовой, восприятия художественной литературы, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной) по формированию ценностного отношения к здоровью;

-       сформированы индивидуальные маршруты здоровья воспитанников на основе системы паспортов здоровья и портфолио;

-       повышение квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования;

-       разработан мониторинг развития индивидуально-психологических особенностей личности во взаимосвязи «педагог-ребёнок-родитель», а также степени сформированности здоровьеформирующего пространства детского сада.

Об успешности нашей работы  говорят постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста; укрепление психического здоровья детей; формирование у педагогов и родителей образа выпускника – социально значимой здоровой личности; повышение уровня адаптации детей к окружающему миру и др.

            В модель совместной здоровьесохраняющей, здоровьеформирующей деятельности педагогов и детей включены все участники образовательных отношений  ДОО: воспитатели, специалисты (му­зыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре), дети, родите­ли.

Оздоровительная работа осуществлялась в соответствии с санитарными нормами и правилами. Физкультурно-оздоровительная деятельность включала в себя гимнастику (корригирующая, дыхательная, пальчиковая), физкультурные занятия,  подвижные и спортивные игры, физкультминутки, динамические паузы, двигательная активность в течение дня, оздоровительный бег и ходьбу, систему закаливания (солнечные и воздушные ванны, босохождение, рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей).

Для формирования  здоровья детей необходимо, прежде всего, вовлечение всех участников образовательных отношений в разнообразные формы деятельности. Только совместная деятельность педагогов, детей и родителей может успешно  решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому работа по здоровьеформированию осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников. 

Практическая значимость опыта работы состоит в том, что предложенные педагогические условия  для  часто болеющих  детей, могут быть реализованы педагогами в образовательном  процессе при организации системы оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных организациях.